Виктория Мелита и гессенская тиара «Клубничный лист»


Когда мы уже приближаемся к концу марта, самое время ещё раз взглянуть на сверкающие драгоценности, которые носила принцесса Виктория Мелита из Эдинбурга и Саксен-Кобург-Готы. До сих пор мы рассматривали набор украшений, связанный с её материнским русским наследием, тиару, которую она носила в день первой свадьбы, и кокошник в стиле меандра, носимый ею во втором браке. Сегодняшнее украшение немного другое — это бриллиантовая тиара, которую она надевала зачастую, но которая на самом деле никогда не принадлежала именно ей.

Тиара «Клубничный лист» (Strawberry Leaf Tiara) гессенской великого герцогского дома начинала своё путешествие через море в Британию. В начале 1861 года принцесса Элис, третья дочь королевы Виктории и принца Альберта, обручилась с принцем Луи Гессенским. Принц Альберт, интересовавшийся ювелирным искусством, взялся за проектирование драгоценных свадебных подарков для дочери; к сожалению, он умер раньше, чем брак состоялся.

Украшения были подарены Элис её матерью, которая чётко указала в записях, что проект tiary был разработан покойным супружеским принцем-консортом. Журнал Godey’s в списке свадебных подарков упоминает «очень прекрасную тиару из бриллиантов, составленную из богатого обруча с растительным мотивом, шпилями и т.д., от Messrs. Garrard, спроектированную Его Королевским Высочеством принцем-консортом». В своём дневнике королева Виктория отмечала, что тиара действительно была спроектирована Альбертом.

Элис привезла бриллиантовую тиару в свой новый дом, в немецкое великое герцогство Гессен-Дармштадт, где её часто изображали в этом украшении. Она также возвращала тиару в Англию для семейных торжеств. Вот её портрет, сделанный во время празднований свадьбы её брата, будущего короля Эдуарда VII, в 1863 году — там она позирует в этой тиаре.

Почти через десять лет, в 1871 году, она позировала в тиаре ещё раз на этой впечатляющей фотографии. К сожалению, Элис умерла от дифтерии в 1878 году, ровно через семнадцать лет после смерти принца Альберта. Одна из её дочерей, Мария, также умерла. Оставшиеся пятеро детей выжили: Виктория (будущая бабушка герцога Эдинбургского), Алиса (последняя императрица России), Элла (также позднее великая княгиня России — она была единственным членом семьи, не заболевшим), Ирина, и её единственный сын Эрнст.

Эрнст, которого в семье называли «Эрни», в конечном итоге стал гессенским великим герцогом. В 1894 году он женился на своей семнадцатилетней двоюродной сестре принцессе Виктории Мелите. Поскольку она теперь стала великой герцогиней Гессе, она и была следующей женщиной, носящей тиару «Клубничный лист», запроектированную её дедушкой. Тиара по сути стала частью королевской коллекции великого герцогства, и Виктория Мелита появлялась в ней на портретах и на значимых мероприятиях.

Одно из наиболее значительных появлений было в 1896 году, когда она надела тиару во время коронационных торжеств для своего брата и невестки, царя Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Портрет, приведённый выше, датируется примерно 1900 годом.

Виктория Мелита пользовалась этой тиарой только ещё пять лет. В 1901 году, после смерти их общей материнской бабушки, Эрни и «Дакки» развелись. Она продолжала носить многие украшения, полученные в первом браке (в том числе наборы с изумрудами и сапфирами), но эта тиара осталась в семье Гессе. Следующей её носительницей стала вторая жена Эрни, принцесса Элеоноре из Солмс-Гогенсольмс-Лича (на фото выше).

Как Элеоноре, так и её невестке принцессе Целии (сестре герцога Эдинбургского) неоднократно фотографировались в этой тиаре. Но тиара чуть было не исчезла из истории: она оказалась на борту злополучного рейса 1937 года, в котором погибли несколько членов семьи Гессе, включая Элеоноре и Целии. Тиара (и ещё одна семейная диадема) чудом выжила после авиакатастрофы.

Тиара «Клубничный лист» всё ещё существует, хотя сейчас её редко надевают; она время от времени выставляется для публики. Она также представлена в книге Джеффри Манна 2002 года Tiaras: A History of Splendor. Подпись к цветной фотографии тиары в книге даёт нам лучшую информацию о её современном владельце — изображение подписано «Hessische Hausstiftung», что дословно переводится как «Гессенский Домовый Фонд».


Читайте также:


(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *